На прошлой неделе общественник Андрей Баженов выступил с открытым письмом к министру энергетики и ЖКХ Свердловской области. Николай Смирнов ответил на эти 10 вопросов
По заданным вопросам представляю следующую информацию.
1. Каким образом, за счет каких (чьих) объемов твердых коммунальных отходов, предусмотрено «достижение плановых значений деятельности», в соответствии с п.7 гл.4 Концессионного соглашения?
Показатели, которые были предусмотрены в муниципальном концессионном соглашении, планировалось достичь за счет объектов, проектирование и строительство которых должен был выполнить концессионер. Проектная документация на мусоросортировочный комплекс «Красноуфимский» мощностью 100 тыс.тонн/год получила положительное заключения негосударственной экспертизы в установленном законодательством Российской Федерации порядке (от 16.07.2020 № 66-2-1-3-031825-2020). Заключение размещено в государственной информационной системе «Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства» (https://egrz.ru/).
На МСК «Красноуфимский» планируется направить твердые коммунальные отходы из Красноуфимска, Красноуфимского района, Артей, Ачита и Михайловска.
Указанные потоки отходов отражены и в проекте федеральной схемы обращения с ТКО, разработку которой осуществляло Министерство природных ресурсов Российской Федерации с участием публично-правовой компании «Российский экологический оператор».
2. С какой целью планируется использование земельного участка, значительно превышающего по своим размерам площадь полигона «Северный» (50 га, карта полигона 35 га), действующего с 60-х годов XX века, с объемом хранения ТКО в несколько десятков миллионов тонн?
Информация о строительстве объектов на площади 50 га не соответствует действительности. Согласно проектной документации, положительному заключению государственной экологической экспертизы, а также параметрам земельного участка общая площадь земельного участка, выделенного под строительство мусоросортировочного комплекса и полигона, составляет 10,95 га, в том числе 2,1 га – под мусоросортировочный комплекс, 8,85 га – под полигон для захоронения ТКО. Информация об экспертизе размещена в открытых источниках данных на официальном сайте Росприроднадзора, о земельном участке – в публичной кадастровой карте.
Указанные параметры характерны и для действующих объектов, например, существующая свалка в городе Красноуфимске занимает площадь 10 га.
3. В соответствии с каким законодательным (нормативным актом) Российской Федерации, Губернатор или Правительство Свердловской области наделены правом подписывать соглашения о перемещении отходов между регионами или право отказа от участия в «выполнении федеральных программ в области обращения с отходами»?
Деятельность в сфере обращения с отходами регулируется Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Ни Губернатором Свердловской области, ни Правительством соглашения о трансграничном перемещении отходов не подписывались и отсутствуют намерения по подписанию таких соглашений в перспективе. Для направления ТКО из Москвы в другие субъекты Российской Федерации, в том числе и в Свердловскую область, соответствующие потоки отходов должны быть отражены не только в территориальной, но и в федеральной схеме. В согласованной Правительством Свердловской области федеральной схеме обращения с ТКО, а также в территориальных схемах Свердловской области и других субъектов Российской Федерации отсутствует информация по направлению твердых коммунальных отходов в Свердловскую область.
Планируемые к строительству объекты предназначены исключительно для обработки и захоронения ТКО, образуемых в Красноуфимске, Красноуфимском районе, Артинском, Ачитского городских округах и в Михайловском муниципальном образовании. Таким образом, все разговоры про прием московского мусора не соответствуют действительности.
Никто никогда не отказывался от реализации федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» на территории региона. В Свердловской области реализуется региональный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Свердловская область)», в рамках которого планируется ввести в эксплуатацию 1,43 млн. тонн мощностей по сортировке коммунальных отходов, в том числе 100 тыс. тонн мощностей по сортировке отходов из Красноуфимска и близлежащих муниципальных образований.
4. С какой целью совершены данные действия, определяющие, в нарушение положений национального проекта «Экология, строительство полигона захоронения ТКО, без создания соответствующих объектов сортировки и переработки отходов?
Для выполнения задач, поставленных Президентом Российской Федерации по формированию отрасли в сфере обращения с ТКО, планируются мусоросортировочные комплексы, в том числе и вблизи Красноуфимска, которые позволят извлекать вторичные материальные ресурсы из отходов и сокращать количество захораниваемых отходов.
Информация о строительстве вблизи Красноуфимска только полигона без мощностей по сортировке и переработки отходов не соответствует действительности. Складывается ощущение, что кто-то специально навешивает ярлыки на планируемые объекты с целью создания отрицательного общественного мнения к новым современным объектам и сохранения положительного отношения к старой свалке, созданной в середине прошлого века в городе Красноуфимске.
В Красноуфимском районе не планируется построить только полигон. Обязательно создается мусоросортировочный комплекс. На МСК «Красноуфимский» разработана проектная документация, информация о заключении экспертизы на проектную документацию изложена выше.
Имеются тонкости при проведении государственной экологической экспертизы проектной документации на строительства объектов, которые связаны с назначением объектов. Если объект предназначен для сортировки, то экологическая экспертиза не проводится, поскольку объект имеет под собой назначение по сокращению количества отходов, направляемых на захоронение, а, следовательно, снижение нагрузки на окружающую среду.
А вот объекты по захоронению и обезвреживанию отходов являются объектами государственной экологической экспертизы (пункт 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).
Именно по этой причине проект строительства полигона, как объекта захоронения отходов, был направлен на государственную экологическую экспертизу, а перед этим прошел через процедуру общественных обсуждений. Проект строительства мусоросортировочного комплекса, как объекта сортировки отходов, в соответствии с действующим федеральным законодательством государственной экологической экспертизе не подлежит и проходил только строительную экспертизу, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
5. Какими причинами обусловлены действия по не правомерному сокращению размеров санитарно-защитной зоны объекта обращения ТКО на земельном участке с кадастровым номером 66:14:1801001:185?
Не связаны ли данные действия регионального оператора, осуществлявшего подготовку материалов для государственной экологической экспертизы, с тем обстоятельством, что в случае оформления материалов ОВОС, в соответствии с требованиями СанПиН, очевидным стал факт того, что санитарно-защитная зона планируемого к строительству объекта фактически перекрывала бы территории летнего детского оздоровительного лагеря «Чайка» и деревни Межевая?
Ни о каком сокращении размеров предусмотренных законодательством санитарно-защитных зон никогда не шла речь и не планировались такие действия. Проектами строительства объектов, получившими положительные заключения, в том числе государственной экологической экспертизы, предусмотрены санитарно-защитные зоны мусоросортировочного комплекса и полигона исключительно согласно санитарному законодательству (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»).
санитарно-защитная зона для мусоросортировочных комплексов мощностью свыше 40 тыс. т/год устанавливается в размере 1000 метров, а для полигонов – 500 метров.
Участок, на котором планируется строительство комплекса и полигона, находится от жилых и оздоровительных объектов на расстоянии, превышающем санитарно-защитную зону, установленную действующим санитарным законодательством.
6. Почему в материалах ОВОС полностью отсутствует упоминание о наличии данного объекта капитального строительства?
Каким образом процесс оздоровления детей и подростков совместим с наличием, в непосредственной близости, экологически опасного объекта?
Информация об отсутствии в проектных материалах сведений о детском оздоровительном центре «Чайка», а также отсутствии исследований по отношению к близлежащим населенным пунктам, не соответствует действительности. Государственная экологическая экспертиза, проверяя представленную проектную документацию, анализировала степень влияния планируемого полигона, в том числе в отношении оздоровительного центра и жилой застройки.
Детский лагерь «Чайка» располагается за пределами воздействия планируемой хозяйственной деятельности, что подтверждено положительной экологической экспертизой.
Государственная экологическая экспертиза показала, что на границе территории жилой зоны города Красноуфимска и близлежащих к планируемым объектам населенных пунктов Красноуфимского района (д. Межевая, д. Крылово), а также на границе санитарно-защитной зоны планируемых объектов, концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не превышают уровень 1,0 ПДК (предельно допустимые концентрации), а на границе рекреационной зоны (базы отдыха «Чайка») – не превышают уровень 0,8 ПДК.
7. Каким образом, при решении вопроса о размещении объектов обращения ТКО на указанном земельном участке, было учтено мнение администрации ГО Красноуфимск, в качестве «юридического лица — правообладателя объекта капитального строительства, подверженного риску негативного воздействия».
Работы по выбору и оформлению земельного участка для создания полигона начались еще в 2005 году, право собственности на земельный участок под полигон размещения ТКО оформлено администрацией города Красноуфимск в 2006 году. Земельный участок под строительство полигона ТКО был определен при непосредственном участии Администрации городского округа Красноуфимск с целью решения вопроса по удалению полигона от города и обеспечения более благоприятной среды проживания и экологических условий для жителей городского округа Красноуфимск.
В этих условиях сложно сказать, что Администрация городского округа Красноуфимск принимала непосредственное участие в решении вопросов о размещении объектов обращения с ТКО.
8. О каких жителях города Красноуфимска, высказавших мнение по поводу реализации намечаемой деятельности, идет речь в интервью гражданина Свалова?
Не являются ли данные высказывания, со стороны должностного лица Правительства Свердловской области, попыткой скрыть от общественности региона, что при реализации национального проекта «Экология», имела место откровенная дискриминация прав граждан Российской Федерации по признаку наличия регистрации в муниципальном образовании?
В соответствии с пунктом 4.9 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372, порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности.
Общественные обсуждения проводятся с целью выявления мнения жителей, проживающих на территории планируемого строительства (хозяйственной деятельности). Земельный участок, находящийся в собственности городского округа Красноуфимск, отведенный под строительство объектов по обращению с ТКО, расположен на территории муниципального образования Красноуфимский округ.
Следовательно, общественные обсуждения проводятся в порядке, определенном нормативно правовыми актами муниципального образования Красноуфимский округ. Органы местного самоуправления при разработке нормативно правовых актов не вправе указывать на требования по регистрации граждан, проживающих в других муниципальных образованиях. С учетом установленных требований жителям городского округа Красноуфимск могли принять участие в общественных обсуждениях.
При проведении общественных слушаний по проекту строительства полигона 20.03.2020 года ограничений по участию в слушаниях не было, за исключением количества одновременно присутствующих в помещении людей, что было связано с эпидемиологической ситуацией по коронавирусной инфекции. Следовательно, высказать свою позицию мог и высказывал каждый из присутствующих в зале проведения слушаний граждан.
9. О каких красноуфимских или иных «олигархах», планирующих освоение данного земельного участка и способных манипулировать мнением и действиями значительной части населения города и района, шла речь в интервью гражданина Смирнова?
Министерство в своих высказываниях и комментариях не позволяет голословное обвинение ни в чей адрес, тем более не выступает с оценочными суждениями. К сожалению, имеются случаи искажения преподносимой органами государственной власти информации, например, в отношении объектов, планируемых вблизи Красноуфимска.
Полностью не соответствует действительности информация, что строить планируется только полигон без объектов сортировки отходов. Мусоросортировочный комплекс планируется одновременно с полигоном, разработан и получил положительное заключение проект на строительство мусоросортировочного комплекса. Объекты сортировки и захоронения отходов предусмотрены не только в территориальной, но и в федеральной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами. Еще один пример, когда до людей доносят информацию о захоронении радиоактивных отходов или отходов из Москвы и Московской области. Это также не соответствует действительности.
Лица, распространяющие недостоверную и лживую информацию о планируемых объектах, преследуют цели отклонить сознание общественности от понимания планов по созданию новых объектов, действительных причинах их создания.
Если имеются вопросы по объектам, Министерство открыто для диалога с целью распространения достоверных сведений о намечаемой хозяйственной деятельности, направленной на решение экологических проблем как города, так и района.
10. Кто является инвесторами данного проекта, способными вложить значительные финансовые средства на создание современной системы обращения с отходами исключительно для муниципальных образований, в соответствие с территориальной схемой.
Инвестором проекта по строительству мусоросортировочного комплекса и полигона является региональный оператор по обращению с ТКО. Строительство объекта планируется за счет собственных и привлеченных (заемных) средств. Обсуждается вопрос по участию в финансировании проекта публично-правовой компании «Российский экологический оператор».
Материал с сайта: Красноуфимск Онлайн